9 декабря День борьбы с коррупцией

04 Декабря

День борьбы с коррупцией

Генеральной ассамблеей Организации объединенных наций 9 декабря провозглашен и ежегодно отмечается международный день борьбы с коррупцией.

Борьба с коррупцией – острая проблема современного российского государства, поскольку это явление препятствует динамичному и поступательному развитию государства, нарушает права граждан, желающих реализовать свои конституционные права, способствует противоправному поведению и совершению преступлений.

Руководством страны уделяется значительное внимание данному вопросу. За последние несколько лет принят ряд важных законов и подзаконных нормативно-правовых актов: Федеральный закон «О противодействии коррупции», Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции», Национальный план противодействия коррупции и Национальная стратегия противодействия коррупции и другие.

Если когда-то основным законодательным актом по вопросу противодействия коррупции являлся Уголовный кодекс Российской Федерации, то в настоящее время можно говорить о системе законодательства.

Уголовным кодексом Российской Федерации за совершение действий, содержащих коррупционные проявления, предусмотрена уголовная ответственность – к категории коррупционных преступлений относится злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки и другие.

Вопрос борьбы с коррупцией не остается без внимания органов прокуратуры России.

К компетенции районной прокуратуры отнесены вопросы борьбы с коррупцией в сфере государственной и муниципальной службы, включая коррупцию среди лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, руководителей муниципальных образований, депутатов различных уровней, других публичных должностных лиц. Прежде всего, прокуратура - субъект, который осуществляет надзор за соблюдением законодательства о противодействии коррупции, а также выполнением государственными и муниципальными служащими запретов и ограничений, обусловленных их публичной службой.

В ходе проведения надзора в соответствующей сфере прокуратурой района наиболее часто выявляются нарушения запретов и ограничений, обусловленных государственной и муниципальной службой, нарушение сроков и порядка предоставления сведений о доходах и имуществе государственного и муниципального служащего и его супруги (супруга), а также несовершеннолетних детей. Ежегодно при проведении соответствующих проверок в администрациях и Советах поселений и района выявляются нарушения при предоставлении муниципальными служащими сведений о доходах и расходах. Нарушения касались несоответствия сведений о приобретенном недвижимом имуществе, автомобилях данным Росреестра и ГИБДД,  сведений о полученных за год доходах данным работодателя и банков, а также формы и порядка предоставления сведений. Указанные проверки носят постоянный характер. В связи с изменением законодательства проверки коснулись и представительных органов. В качестве формы ответственности предусмотрено, в том числе, и увольнение, а также взыскание в доход государства имущества и денежных средств, законность приобретения которых муниципальный служащий или депутат не смогут подтвердить.

          Увольнение муниципального служащего возможно также при возникновении конфликта интересов.

Конфликт интересов – это одна из форм коррупционных проявлений в деятельности государственных или муниципальных служащих. На практике это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Надо отметить, что своевременное предотвращение подобных ситуаций является одной из важнейших задач. Нельзя позволить, чтобы чиновников, состоящих в родственных связях, связанных личной заинтересованностью, назначали на определенные должности в пределах одного ведомства или структуры.

При получении соответствующей информации прокуратурой проводится  комплекс мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, связанных с нарушением ограничений, которые установлены в отношении гражданина, замещающего должность муниципальной службы.

Кроме того, на прокуратуру возложен целый ряд полномочий по реализации мер административного принуждения за нарушения законодательства о противодействии коррупции. В 2018 году мировым судом района по постановлению прокурора привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 50 000 рублей юридическое лицо по ст. 19.29 КоАП РФ в связи с несоблюдением обязанности, сообщать о заключении трудового договора, предусмотренной частью 4 статьи 12 Закона «О противодействии коррупции», в отношении бывшего государственного  служащего.

Прокуратура наделена также важными полномочиями по осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, являясь одним из субъектов данной деятельности.

Так, в компетенции прокуратуры находится проведение соответствующей экспертизы нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы. Помимо этого прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы. В 2018 году прокуратурой района выявлено 10 ранее принятых правовых актов, в которых содержалось 12 коррупциогенных факторов. Органами местного самоуправления меры прокурорского реагирования удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.

Исходя из приведенного перечня видно, что на прокуратуру возложен весьма широкий объем полномочий по осуществлению данного вида деятельности.

Заместитель прокурора района Наталья Михаэлис